Home

Реклама

Настроить

ЛЕНИН И КУХАРКА. БЫЛЬ

« previous entry | next entry »
Авг. 14, 2006 | 02:36 pm

Как и обещал, одна реальная история из жизни цитат. Еще молодым журналистом работал в латиноамериканской редакции АПН. Сам я в то время писал на Мексику, но был в редакции и небольшой кубинский отдел. Довольно специфический для всех остальных, поскольку эти ребята, в отличие от большинства, имели дело не с капстранами, а с социалистической прессой. В канун какого-то очередного кубинского съезда на них высыпалась очередная порция идеологических заявок. В одном из этих заявочных материалов, подготовленных каким-то кандидатом наук, и возникла всем известная цитата из Ленина о том, что каждая кухарка может управлять государством. Замглавного в ту пору был у нас бывший мидовец Юрий Александров, человек опытный, дотошный до занудства, привыкший к штабной культуре, т.е к работе с документами. Писать не умел совершенно, но редактор был из самых въедливых. К нему и попал материал с цитатой. Александров вызвал редактора, попросил его дать сноску и принести ПСС В. И. Ленина. Редактор, естественно, страшно возмутился. В курилке он долго кипятился: "Скоро он будет требовать сноску и на это!" Тут он указывал в сторону окна, за которым красовалась другая известная ленинская цитата о том, что коммунизм есть советская власть плюс электрификация. Помнится, все мы ему очень сочувствовали. Покопавшись, редактор ссылки на цитату нашел. И не одну, однако, все это богатство он обнаружил не в собрании сочинений Ленина, а в различных книгах Политиздата. Везде Политиздат ссылался на Политиздат. Александров же был неумолим, ему требовался Ленин. Поскольку редактор не был большим знатоком ПСС, зато знал телефон одного из сотрудников Института марксизма-ленинизма, то предпочел обратиться за помощью туда. Там заявку приняли и... надолго замолчали. Когда несчастный позвонил и язвительно поинтересовался, неужели такие специалисты не могут найти в ленинских работах такую расхожую цитату, Институт ответил, что для него оригиналом является не собрание сочинений - которое, кстати, они сами и готовили к изданию - а исключительно оригинал архивного документа. Это были серьезные люди. Закругляюсь. Когда, наконец, в редакцию из Института марксизма-ленинизма позвонили, мы все поголовно впали в ступор: ленинский оригинал гласил: "НЕ каждая кухарка может управлять государством". С тех пор я, кажется, впервые всерьез задумался над тем, насколько мифологизирована наша жизнь. Наше прошлое, и наше настоящее.

Между прочим, одно из любопытнейших развлечений - сличать  самые известные цитаты  с подлинником. Вас на этом пути ждет масса сюрпризов. Попробуйте, например, отыскать слова "В здоровом теле - здоровый дух" и прочитать их не вырванными из контекста, а в этом самом контексте. Вас ждет открытие.

ссылка | Оставить комментарий | в избранное | рассказать другу

Comments {51}

_meskalito_

(без темы)

from: [info]_meskalito_
date: Авг. 14, 2006 11:18 am (UTC)
ссылка

весьма познавательно.
Люди слышать исключительно лишь то что хотят слышать и не более того.
и еще - иногда занудство очень хорошая вещь.

Ответить | Ветвь дискуссии

(без темы)

from: [info]slodych
date: Июн. 10, 2008 06:04 pm (UTC)
ссылка

"Люди слышать исключительно лишь то что хотят слышать" -- это правда?
Можно ссылку?

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

Alina Zagorsky

(без темы)

from: [info]a_dama
date: Авг. 14, 2006 11:22 am (UTC)
ссылка

Неужели??? Интересно, кто же это так отредактировал...

Кстати, слышала что выражение "из всех искусств для нас важнейшим является кино" тоже оборвано. А в продолжение - что-то типа пока не закончим борьбу с неграмотностью

Ответить | Ветвь дискуссии

Алексей

(без темы)

from: [info]apelsin
date: Июн. 10, 2008 12:02 pm (UTC)
ссылка

Кажется, что-то вроде:

В период поголовной безграмотности населения для нас важнейшими из искусств являются кино и цирк.

Не ручаюсь за точность формулировки, но смысл тот.

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

hippuris

(без темы)

from: [info]hippuris
date: Июн. 10, 2008 06:49 pm (UTC)
ссылка

покруче) в оригинале - кино и цирк)))

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

a_gorodetsky

неграмотность

from: [info]a_gorodetsky
date: Ноя. 18, 2009 03:41 pm (UTC)
ссылка

Ну тогда для нас опять из всех искусств важнейшим становится кино.

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

Чукча-комментатор

(без темы)

from: [info]getman
date: Авг. 14, 2006 11:29 am (UTC)
ссылка

Приходится молиться, чтобы не каждая кухарка могла управлять государством :)

Ответить | Ветвь дискуссии

Арсений

(без темы)

from: [info]oganes
date: Авг. 14, 2006 11:53 am (UTC)
ссылка

В здоровом теле здоровый дух бывает редко :)

Ответить | Ветвь дискуссии

blankmar

(без темы)

from: [info]blankmar
date: Авг. 14, 2006 12:50 pm (UTC)
ссылка

мудро. :-)

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

Петр Романов

(без темы)

from: [info]promanov
date: Авг. 15, 2006 05:08 am (UTC)
ссылка

А это уже горячо!

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

alexbogd

(без темы)

from: [info]alexbogd
date: Авг. 14, 2006 01:01 pm (UTC)
ссылка

И еще знаменитые недоговоренные цитаты Ленина: "Учиться, учиться, учиться (коммунизму)"
и "(Пока народ безграмотен), из всех искусств важнейшими для нас являются кино (и цирк)".

Ответить | Ветвь дискуссии

fW

(без темы)

from: [info]oiteag
date: Фев. 22, 2008 02:08 pm (UTC)
ссылка

А вот и ничего подобного: http://liveuser.livejournal.com/62878.html

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

alexbogd

(без темы)

from: [info]alexbogd
date: Авг. 14, 2006 01:02 pm (UTC)
ссылка

"Orandum est ut sit mens sana in corpore sano"

Ответить | Ветвь дискуссии

Петр Романов

(без темы)

from: [info]promanov
date: Авг. 15, 2006 05:09 am (UTC)
ссылка

То, что это латынь, понятно. Я о контексте, а уж на каком языке не столь важно.

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

Павел

Известное дело!

from: [info]shish_spb
date: Авг. 14, 2006 01:42 pm (UTC)
ссылка

Хотел бы обратить внимание еще и на дату цитаты(по времени написания материала)
(Характерный пример - Солженицин. У него половина итат перемещена.)
а также на контекст написания (время и его особенности)
Пример - всем известная фраза О.Бендера "религия есть опиум для народа"
Маркс писал без слова ДЛЯ, и в то время в Европе опиум был единственным обезболивающим (см. хотя бы Э.Л.Войнич "Овод")

Ответить | Ветвь дискуссии

lara

Re: Известное дело!

from: [info]i_lara
date: Авг. 14, 2006 01:54 pm (UTC)
ссылка

Поразительно! Смысл-то абсолютно искажен...
Наверняка многие заезженные цитаты пустили в оборот специальные люди... и чем они при этом руководствовались, тоже понятно.
Вы правы, наверняка обращение к первоисточнику перевернет наши представления как о цитатах, так и о тех, кому они принадлежат...

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

Re: Известное дело! - (Анонимно)

Василий Зубков

(без темы)

from: [info]vzubkov
date: Авг. 15, 2006 07:32 am (UTC)
ссылка

Петр, всколыхнул темы цитат и классиков. В теже времена в Нашей редакции Ближнего Вотсока и Африки работал комментатором Толя Жигунов. Пришел к нам с радио. Был изнан с позором. А история такова. Приободряя радиослушателей- строителей коммунизма Толя в свои комментарии вставлял цитаты Ленина... придуманные им самим. Но чтобы к месту и факту подходили. Давал ссылки на тома ПСС и страницы и работы. Длилось это долго. Пока какой-то пытливый пенсионер-слушатель, ветеран, не залез в собрание сочинений и не проверил. Потом на протяжении нескольких месяцев следил с пристастием и написал в ЦК, что мол сотрудник радио выдумывает цитаты Ленина. Толе выговор и на улицу. Долго блукал пока не прибился в нашу контору. Но невыезным оставался потом всю жизнь.
Петр, не мучай, скажи, что с телом и душой?

Ответить | Ветвь дискуссии

(без темы)

from: anonymous
date: Авг. 15, 2006 08:38 am (UTC)
ссылка

Вася. Посмотри реплику Арсения. Это очень и очень горячо. Большего не скажу. Иначе не интересно.

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

Очень жаль

from: anonymous
date: Авг. 15, 2006 10:09 am (UTC)
ссылка

Хотя Вы сами и не даете ссылки, Ваше сообщение правдоподобно и интересно. Одновременно мне жаль (хотя быть может и напрасно), если это так. Дело в том, что определение "каждая кухарка ДОЛЖНА УМЕТЬ ... и т.д." я понимал как доступное даже кухарке, т.е. демократичное, определение демократии. К сожалению, и на В. И. нашлась проруха: он не сообразил, что в России есть еще "слой интеллигенции", который в отличие от кухарок это определение не понял.

Впрочем, из того, что в конкретный момент времени "не каждая кухарка умела ..." не следует, что Ленин не желал, чтобы "каждая кухарка должна ..." была.

В общем, здесь Ленин намеренно или случайно заложил две мысли: (1) в управлении демократическим государством (замечу: по поределению) должны участвовать все граждане и (2) что этому нужно учиться.

Ну, а второй вопрос, очевидно, надо адреслвать Ювеналу -- слава Богу, давно уже известно, что ТАК он не говорил. Но ссылки на источник у меня нет.

С уважением,
-В. П.

Ответить | Ветвь дискуссии

Петр Романов

Re: Очень жаль

from: [info]promanov
date: Авг. 15, 2006 11:30 am (UTC)
ссылка

Как понятно из моего текста, ссылки на верную цитату я дать, естественно, не могу. Было бы, конечно, очень любопытно вновь залезть в ленинский архив, но где он теперь и кто может помочь в нем разобраться, не имею ни малейшего представления.

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

Re: Очень жаль - (Анонимно)

(без темы)

from: anonymous
date: Авг. 17, 2006 07:17 am (UTC)
ссылка

Вспомнился лозунг: "Искусство принадлежит народу!"
Это тоже цитата, вырванная из ленинской работы. Работа была написана на немецком языке. Изначально фраза звучала так: "Искусство принадлежит народу, и должно быть понято им".
При переводе смысл был несколько искажен: "Искусство принадлежит народу, и должно быть ему понятным".
Боюсь, что разницу могут усмотреть лишь лингвисты, но они утверждают, что разница существенная.

Известный лозунг об электрификации тоже обрезан. Там кроме электрификации были еще разные "-ации" типа индустриализации, химизации, автоматизации и т.д. на целый абзац.

Искажение цитаты о кухарке меня поразило. Вот так манипулировали нашим сознанием. Горько это осознавать.

Впрочем, в истории таких случаев было много. Например, миф о том, что индейцы снимали скальпы с бледнолицых. Не так давно этот миф был развеян. Оказалось, что этим занимались, в основном, бледнолицые.

Ответить | Ветвь дискуссии

(без темы)

from: anonymous
date: Ноя. 6, 2007 02:06 am (UTC)
ссылка

белка!

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

Serge Shulga

Есть это в ПСС

from: [info]shulga
date: Авг. 17, 2006 11:06 pm (UTC)
ссылка

В.И.Ленин писал в известной работе "Удержат ли большевики государственную власть" (т. 34, с. 315):
"Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, т. е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту.

Мы знаем, что кадеты тоже согласны учить народ демократизму. Кадетские дамы согласны читать, по лучшим английским и французским источникам, лекции для прислуги о женском равноправии. А также на ближайшем концерте-митинге, перед тысячами людей, на эстраде будет устроено целование: кадетская дама лекторша будет целовать Брешковскую, Брешковская бывшего министра Церетели, и благодарный народ будет обучаться таким образом наглядно тому, каково республиканское равенство, свобода и братство..."

Ответить | Ветвь дискуссии

Александр Коноплёв

Re: Есть это в ПСС

from: [info]konoplyov
date: Июн. 12, 2008 03:34 pm (UTC)
ссылка

Вот тут оригинальная цитата. Жму руку.

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

каждая кухарка

from: anonymous
date: Сент. 28, 2006 09:37 pm (UTC)
ссылка

а у меня такая информация об этой фразе про кухарку и контекст соответственно:

"государство должно быть устроено так, чтобы самая последняя кухарка могла бесплатно получить доступ к такому образованию, что по его получении стать способной управлять государством." (с) В.И.Ленин

В этом констексте я абсолютно согласен с В.И.Ленином

Vilfred Sagen

Ответить | Ветвь дискуссии

Re: каждая кухарка

from: anonymous
date: Сент. 28, 2006 09:38 pm (UTC)
ссылка

ЛенинЫм конечно же =) извините =)

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

Re: каждая кухарка - (Анонимно)

equa_lizer

Хы.

from: [info]equa_lizer
date: Сент. 13, 2007 02:22 pm (UTC)
ссылка

Lorem ipsum прям какой-то.
Почаще бы выяснялась правда.

Ответить | Ветвь дискуссии

архив ЦК КПСС

from: [info]ratonnette
date: Дек. 13, 2007 10:26 am (UTC)
ссылка

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ (РГАСПИ)

103821, г.Москва, ул. Б. Дмитровка, 15
(8-095) Факс: 292-90-17
rchidhil@online.ru, rchidni2@online.ru
http://www.rusarchives.ru/federal/rgaspi/index.shtml

Ответить | Ветвь дискуссии

ad_rem100

Ленин, как кухарка. Только он может. . .

from: [info]ad_rem100
date: Июн. 10, 2008 10:03 am (UTC)
ссылка

государством управлять:))) ВСегда поражался вздорности и бессмысленности ленинского стеба!

Ответить | Ветвь дискуссии

bert_s

(без темы)

from: [info]bert_s
date: Июн. 10, 2008 10:33 am (UTC)
ссылка

В принципе, бывают "крылатые фразы", как элемент декора. Бессмыленные но красивый. Действительно важно что конкретно говорил и по какому поводу и в какой период и о ком.
А темка очень вкусная. Спасибо. Познавательно пробежать.

Ответить | Ветвь дискуссии

chinoock

(без темы)

from: [info]chinoock
date: Июн. 10, 2008 08:08 pm (UTC)
ссылка

А что там про "исключение подтверждает правило"?

Ответить | Ветвь дискуссии

orange_virus

(без темы)

from: [info]orange_virus
date: Июн. 11, 2008 08:08 pm (UTC)
ссылка

Кстати, насчет клятвы Гиппократа...
сам не находил, но мне говрили филологи, что та четко было написано, что лечить даром нельзя ...
может кто что то знает?

Ответить | Ветвь дискуссии

Дрессированный ослик Schmeisser с тележкой - 1 шт.

(без темы)

from: [info]schmeisser
date: Июн. 16, 2008 04:21 pm (UTC)
ссылка

Не совсем. Оригинал писался на древнегреческом, а обещание "не лечить бесплатно" встречается только в одном из латинских вариантов. Гиппократ же в частности писал одному из своих учеников: "И я советую, чтобы ты не слишком негуманно вел себя, но чтобы обращал внимание и на обилие средств и на их умеренность, а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы".

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

Реклама

Настроить